Духовно-нравственное воспитание

 

Гражданско – патриотическое воспитание как основа формирования гражданского самосознания учащихся
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Многое делается для этого в государственной политике. Была принята целевая программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2011-2015 годы». Программа была подготовлена по поручению Правительства РФ, и в её разработке приняли участие все министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ведущие ветеранские, научные и общественные организации. В программе отмечается, что произошедшие в стране социально-экономические процессы, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В этих условиях очевидна неотложная необходимость государственного решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Все это поднимает проблему патриотического воспитания на первостепенный уровень.
Кажется, чего проще – есть программы: российские, региональные, районные. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Только пестрят газетные заголовки: «Как улучшить ситуацию?», «Какие отношения между нами и Родиной?», публикуются письма подростков, которые ставят перед собой четкую жизненную цель: хотят стать киллерами.
Так что же делать?
В социальной психологии известен эксперимент, в котором двум одинаковым по составу группам объясняли информацию о вреде курения. В первой группе была избрана форма лекции, а во второй – дискуссии. Затем в течение некоторого времени проводился мониторинг об отношении к курению. В «лекционной» группе сначала большинство были согласны с мнением докладчика, однако с течением времени число поддерживающих его позицию участников стало уменьшаться. В дискуссионной группе ситуация была иная: сначала согласных было немного, но постепенно их число, хотя и волнообразно, но стало увеличиваться. Это говорит о том, что при отсутствии внешнего продавливания идеи люди сами начали задумываться над стоящей проблемой и искать для себя разумный способ разрешения. Поэтому необходимо больше доверять подросткам, их способности самим понять, что именно является предметом их защиты, что находится в зоне их ответственности.
Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Одно из главных направлений в воспитательной работе нашей школы патриотическое. Его цель: привить любовь к родной природе, к людям труда, к своей малой Родине, воспитать чувства гордости за свою Родину и свой народ и уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развивать чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Патриотическое воспитание понимается нами как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, стремления к выполнению своего гражданского долга. Оно строится на следующих принципах:
• субъектной позиции учащихся;
• воспитания через социально значимую деятельность;
• интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *